Редкий документ по истории начального образования в Анапе
Согласно свидетельству Р. Легкого, в конце XIX в. у жителей Анапы представления о необходимости образования детей были «так слабы и неопределенны, что редкие родители сознательно отдают детей в школы, в большинстве же случаев, анапское общество смотрит на образование своих детей, как на тяжелую повинность».
Четверть века спустя, уже при следую щем поколении анапчан, отношение к школьному обучению стало более позитивным, свидетельством чему может послужить интересный документ, сохранившийся в одной из анапских семей.
Это заполненный бланк свидетельства об окончании начальной школы с фигурной рамкой по краю, в верней части которой трижды (по углам и в центре) изображен герб Российской империи – двуглавый орел со скипетром и державой, причем на груди центрального орла в фигурном картуше аббревиатура М.Н.П. (Министерство Народного Просвещения).
Содержание документа следующее (полужирным курсивом передан текст, написанный от руки, орфография современная):
По кн. свидет. № 13 По исход, журн. № 43
Свидетельство
Педагогический Совет Анапского Пушкинского городского начального училища сим удостоверяет, что сын казака ст. Благовещенской Андрей Васильевич Цыбан вероисповедания православного родившийся 17 сентября 1905 г., обучался в Анапском Пушкинском городском начальном училище и окончил курс учения.
При окончании курса оказал нижеследующие успехи:
В удостоверение чего выдано Андрею Цыбану настоящее свидетельство с надлежащ ими подписями и приложением училищной печати.
Гор. Анапа Мая 20 дня 1916 года.
Заведывающий училищем С. Царевский
Законоучитель училища протоиерей
Члены Совета
Иоанн Кохановский
В. Анищенко
М. Бумагина
Почетный блюститель [неразборчиво]
Получивший свидетельство «сын казака» Андрей Цыбан — внук основателя х. Цыбанобалка П.В. Цыбана. Благодаря этому документу удалось установить к какой именно станице было приписано казачье семейство Цыбанов — как следует из текста, это Благовещенская.
Но еще большее значение свидетельство имеет для изучения истории начального образования в Анапе, поскольку является пока единственным известным подобного рода документом начала XX в.
Первостепенный интерес представляю т личности подписавших документ преподавателей училища.
С.В. Царевский – человек в Анапе первой половины XX в. известный. Замечательный педагог и краевед, автор оставшегося в рукописи исследования по географии и экономике Анапы 1920—1930-х гг.
Удалось установить и личность «законоучителя», т.е. преподавателя «Закона Божьего». Отец Иоанн Кохановский был настоятелем анапского храма Святого Онуфрия Великого в 1912-1917 гг. Примечательно, что С.В. Царевский был прихожанином храма, в котором служил отец Иоанн.
Что касается школы, выдавшей свидетельство, то, как следует из хранящейся в фондах Анапского археологического музея рукописи известного анапского учителя ГК. Остапенко «История начальных и средних школ гор. Анапы (с 1915 по 1973 гг.)», «начальная школа № 1 имени Пушкина» была открыта в Анапе в 1910 г. и просуществовала до 1942 г.
С.В. Царевский был вторым по счету заведующим: на эту должность он поступил в 1915 г. и находился на ней до 1925 г. Пушкинское начальное училищ е было рассчитано на трехгодичный курс обучения, в нем было три класса. По данным Г.К. Остапенко обучалось в среднем восемь учеников, учителей было трое. Среди упомянутых им преподавателей Пушкинского училища есть и подписавшая свидетельство М.И. Бумагина. Находилось Пушкинское начальное училище в городском саду Анапы (район Малой Бухты), в доме № 3 по ул. Садовой.
Место расположения Пушкинского училища отмечено на плане Анапы периода 1914-1924 гг., составленном Г.И. Павловым, и более раннем плане города, хранящ емся в Анапском археологическом музее.
Таким образом, Пушкинское начальное училище («начальная школа» по терминологии Г.К. Остапенко) во втором десятилетии XX в. было ведущим начальным учебным заведением Анапы. Без всякого сомнения, обучать в нем детей для анапчан было престижно. Неспроста внук казачьего офицера П.В. Цыбана Андрей оказался его учащимся. Правда, блестящ их успехов «при окончании курса» он не «оказал» (особенно по «Закону Божьему»), зато в свидетельстве было отмечено его отличное поведение.
Андрей Новичихин,
старший научный сотрудник отдела археологии,
кандидат исторических наук.