Свидетельство 252-го Анапского резервного батальона об окончании курсов учебной команды Ефименко Поликарпом, 1909 г.

Знакомство с документами из прошлого происходит в музее довольно часто. В середине 2000-х в отдел краеведения пришел Ефименко Павел Поликарпович – участник Великой Отечественной войны, член Совета старейшин Анапского городского казачьего общества и передал на хранение документ своего отца – Свидетельство 252-го Анапского резервного батальона об окончании курсов учебной команды Ефименко Поликарпом, датированный 1909 годом.

В конце 30 гг. ХХ века, когда Павлу было лет двенадцать, на чердаке, под крышей отчего дома, он нашел свернутые в трубочку документы. Там была старинная фотография солдат и офицеров и очень красочный документ, оформленный чрезвычайно художественно. Радуясь своей находке, он бросился к отцу, но в ответ получил тумаки, причину которых понял намного позже. Данные документы свидетельствовали о причастности отца к службе в царской армии и могли стоить жизни всем членам семьи. В это время в стране набирала обороты волна репрессий по политическим и иным мотивам. Дела рассматривались в ускоренном и массовом режиме, без особых разбирательств. Портрет царя на Свидетельстве был тщательно закрашен карандашом и на долгие годы вновь упрятан, и большая удача, что не уничтожен!

252-й Анапский резервный пехотный батальон, квартировавший в Екатеринодаре, стал известен истории благодаря революционным волнениям в ноябре 1905 года. Восставшие солдаты вооружились, освободили из карцеров арестованных, захватили батальонное знамя, назначили из своей среды командиров, создали солдатский комитет (впервые на Северном Кавказе), который руководил мятежом.

Комитет предъявил требования, состоявшие из 40 пунктов, в которых наряду с улучшением солдатского быта были и такие, как освобождение от ареста всех «политических», отмена смертной казни, свобода слова, собраний и т.д. Наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал-лейтенант Д.А. Одинцов пытался уговорить восставших успокоиться и приступить к службе. Воины 2-го Урупского полка, призванные для усмирения бунтовщиков, стрелять в них отказались. В итоге высшим командованием были удовлетворены отдельные требования, что вызвало раскол среди восставших, и вскоре батальон сложил оружие. По приговору Военно-окружного суда зачинщики были осуждены на каторжные работы, а унтер-офицер Петр Соловьев, поднявший солдат, расстрелян. Это выступление имело ограниченный, чисто военный характер: сменив начальство, они продолжали вести установленную службу. Другие части Екатеринодарского гарнизона «анапцев» не поддержали.

252-й Анапский резервный пехотный батальон

Вероятно, Поликарп Максимович Ефименко 1884 г.р. был призван на срочную службу в 252-й Анапский резервный пехотный батальон в период описываемых событий. В 1905 году ему исполнился 21 год. Военная реформа 1884 года ввела всеобщую воинскую повинность, ежегодный призыв в царской России проходил в сентябре-ноябре, служба в сухопутных войсках составляла 6 лет (в запасе – 9 лет), льготу на сокращение службы в 3-4 года имели призывники, окончившие учебные заведения (Поликарп Ефименко окончил 4 класса церковно-приходской школы). В 1906 году произошло очередное сокращение срока службы, в частности в пехоте – до 3-х лет (в запасе – 15 лет). Прошло несколько лет и военные навыки, приобретенные на службе, пришлось применять на фронтах Первой Мировой войны: он ходил в разведку, получил два Георгиевских креста, сумел выжить, вернуться домой и вырастить шестерых сыновей.

Поликарп Максимович Ефименко

Описание экспоната. Свидетельство изготовлено типографским способом на плотной рифленой бумаге размером 40/30 см. Художественный дизайн документа подготовил Николай Семенович Самокиш (1860-1944) – известный выдающийся мастер батальной и исторической живописи, анималист и замечательный книжный график, получивший образование в Императорской Академии художеств.

В верхней части документа по центру в овале изображен портрет российского императора Николая II на широкой рамке с фигурным орнаментом в старорусском стиле с зеркальной симметрией, ниже – стилизованный двуглавый орел с тремя коронами, еще ниже расположена надпись «Свидетельство», выполненная старорусским шрифтом.

Текст свидетельства вписан от руки красивым каллиграфическим почерком чернилами черного цвета: «Дано от 252-го Анапского резервного батальона рядовому Поликарпу Ефименко в том, что он, при отличном поведении, окончил курс учебной команды». Документ удостоверен подписью командира батальона подполковника Радченко Сергея Николаевича, батальонного адъютанта поручика Тарасова Владимира Васильевича и начальника учебной части капитана Иванова Петра Ивановича. Свидетельство датировано 26 сентября 1909 года.

Внизу, слева и справа от текста, художник Н. Самокиш изобразил двух конных глашатаев с трубами в руках. Один из царских вестников, восседающий на сером скакуне, одет в зеленый кафтан и шапку, у пояса виден колчан со стрелами, другой – на рыжем скакуне, с мечом – облачен в доспехи и шлем. Лошади в изображении незаурядного мастера иллюстрации Николая Самокиша уникальны. Целый ряд картин с лошадьми создали художнику славу одного из лучших их изобразителей. Русская армия приобрела в лице Самокиша одного из самых талантливых своих летописцев. Вместе с известными художниками И. Репиным, В. Суриковым, В. Серовым, В. Васнецовым он был привлечен к художественному оформлению двухтомника «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», который до сих пор считается лучшим образцом книгоиздания конца XIX – начала XX века. Николай Самокиш выполнял иллюстрации в разных техниках: акварелью, тушью, пером и кистью. Примером для виньеток в стиле древнерусского орнамента стали мотивы из древних рукописных книг. Он досконально знал все тонкости военного снаряжения и обмундирования разных эпох, проявлял изобретательность в композиции, впечатляющую оригинальностью и достоверностью.

Внизу по центру документа на скрещенных мечах изображен георгиевский крест в обрамлении черно-желтой ленты, являющийся высшей наградой для нижних чинов Российской армии за личное мужество на поле боя.

Свидетельству более 100 лет и сохранность его не идеальна: имеются разрывы, заломы, потертости, утрачены мелкие фрагменты. Несмотря на это, старинный документ раскрыл нам несколько страниц из жизни рядового 252-го Анапского резервного батальона Поликарпа Ефименко.

Э.Г. Плиева