Свинцовые детали античных якорей, найденные у побережья Анапы

Евсюков С.В. Свинцовые детали античных якорей найденные у побережья Анапы // VIII «Анфимовские чтения» по археологии ЗападногоКавказа. Война и торговля как факторы исторического развития народов Западного Кавказа в древности и средневековье. Краснодар, 2018. С. 76-80.

Находки свинцовых деталей античных якорей широко известны в акватории Черного моря. Свинцовые штоки и якорные стяжки, чаще всего, находят в прибрежной зоне известных центров античной торговли. Большое количество свинцовых якорных деталей найдено у берегов Болгарии [Христов, 2013. C. 61]. В Северном Причерноморье такие артефакты были обнаружены недалеко от Херсонеса [Таскаев, 2009. C. 71], у мыса Плака [Лысенко, Герасимов, C. 120 – 124], напротив мыса Меганом [Назаров, 1993. С. 89], в Керченском проливе [Окороков, 2011. C. 54. Рис. 19], у мыса Панагия [Кондрашов, 1993. С. 84 – 90], у мыса Тузла [Кондрашов, 2000], в Новороссийской [Степко, 2004. C. 54 – 71] и Геленджикской бухтах.

В фондах Анапского археологического музея хранятся 7 свинцовых деталей античных деревянных якорей, обнаруженных в разные годы, клубом подводных исследований «Поиск» (г. Анапа) и переданных в музей его руководителем И. Е. Седракяном.

В середине июля 1998 года, на глубине 15 метров, в районе напротив Анапского маяка, был найден сильно деформированный свинцовый якорный шток (№ 1). При повторном исследовании района находки, в конце августа того же года, найден фрагмент плеча свинцового штока с остатками деревянного сердечника (№ 2).

Летом 2016 года в районе, напротив сквера Аванесова, на глубине 17,5 – 17,8 метров были обнаружены три якорных штока (№ 3, 4, 5), якорная стяжка (№ 6) и фрагмент якорной стяжки (№ 7). 

Место находок – прибрежная зона Высокого берега, представляющего собой край Анапского сброса – выступа, протянувшегося в линию от горы Лысой до Малой бухты и круто обрывающегося в море с юго-запада на север [Михайлов, Суховольская, 2004. С. 17]. Дно здесь представляет собой каменистое плато с выходами скальных пород, усыпанное крупными валунами и галькой.

Городище Горгиппия находилось на обратной стороне Анапского мыса, примыкая к большой бухте с пологим дном и песчаным берегом, удобным для строительства пирса. Эти факты исключают возможность использования района Высокого берега для якорной стоянки судов. Это подтверждает и лоция Черного моря, составленная в начале XX века: «Грунт на рейде весьма изменчивый. Попадаются камни, о которые суда часто ломают свои якоря» [Лоция Черного и Азовских морей, 1903. C. 366]. Об этом свидетельствует фрагмент штока № 2 – по-видимому, шток, зацепившись за камень, обломил одно плечо. Шток № 1 сильно деформирован после утери якоря, вероятно, со временем из-за движения камней на морском дне. Якорные детали № 3, 4, 5, 6, были обнаружены рядом друг с другом, на расстоянии от 1,5 до 6 метров. Возможно, мы имеем дело с кораблекрушением, данное место требует дополнительного исследования.

Рассмотренные свинцовые предметы (рис. 1) являются частью деревянных якорей одной конструкции. Все они были отлиты в земляной форме. Процесс изготовления и принцип работы деревянного якоря со свинцовыми деталями описан многими отечественными (Окороков А.В., Кондрашев А.В., Скрягин Л.Н. и др.) и зарубежными исследователями (Д. Халдан, Г. Капитан, И. Христов и др.) (подробнее см.: [Окороков, 2011. С. 61 – 63]).

1. Шток в виде удлинённого бруса, прямоугольного сечения с прямоугольным коробкообразным отверстием в центре, вытянутым перпендикулярно, ограниченным выступающей рамкой. Плечи штока на концах утолщены и образуют подобие лап. На одном плече, в 10 см. от края, глубокая зазубрина в виде крючка. Имеет размеры: общая длинна – 105 см., ширина в плечах – от 3 до 3,5 см., высота в плечах – от 5 до 8,5 см. Шток сильно деформирован, часть металла утрачена, отверстие сплющено; местами патинирован и покрыт морскими обрастаниями.  Инвентарный номер КМ 13493/2.

2. Фрагмент плеча якорного штока, прямоугольный в сечении, сужается и скругляется к концу; в месте слома выступает минерализованный, прямоугольный в сечении, деревянный сердечник. Имеет размеры: общая длинна – 45,3 см., ширина – от 3 до 8 см. Патинирован. Инвентарный номер КМ 13493/1.

3. Шток в виде удлинённого бруса прямоугольного сечения, с почти квадратным коробкообразным отверстием в центре, ограниченным выступающей рамкой. Плечи штока плавно сужаются к краям. На внутренних сторонах центрального отверстия выступают остатки деревянного сердечника. На одном плече ложбинка в которой прослеживается деревянный сердечник, смещенный внутри штока к краю плоскости. Имеет размеры: общая длинна – 110 см., ширина в плечах – от 6,5 до 8 см., высота в плечах – от 8,5 до 9 см. Размеры центрального отверстия: внешняя сторона – 17/17,5 см., внутренняя сторона – 13/11 см. Покрыт морскими обрастаниями и патиной. Инвентарный номер: КМ 13891/3.

4. Шток в виде удлинённого бруса, прямоугольного сечения с коробкообразным прямоугольным отверстием, вытянутым поперек штока в центре, ограниченным выступающей рамкой. Плечи штока плавно сужаются к краям. На обеих плечах, с одной стороны, ложбинки, обнажившие остатки деревянного сердечника. По двум сторонам коробкообразного центрального отверстия сохранились круглые углубления от деревянного сердечника. Имеет размеры: общая длинна – 108 см., ширина в плечах – от 5,5 до 8 см., высота в плечах – от 5 до 9 см. Размеры центрального отверстия: внешняя сторона – 19/14 см., внутренняя сторона – 14/9 см. Шток изогнут, вся поверхность покрыта морскими обрастаниями и патиной. Инвентарный номер: КМ 13891/2.

5. Шток в виде удлинённого бруса прямоугольного сечения с прямоугольным отверстием, вытянутым поперек отливки в центре, ограниченным выступающей рамкой. По двум сторонам коробкообразного центрального отверстия сохранились следы от деревянного сердечника. На плечах штока, с одной стороны, местами виден деревянный сердечник, расположенный почти у самого края плоскости. На другой, по всей поверхности выемки и ложбинки, образовавшиеся во время отливки штока. Имеет размеры: общая длинна – 75 см., ширина в плечах – от 5 до 7,5 см., высота в плечах – от 5 до 6 см. Размеры центрального отверстия: внешняя сторона – 15/10 см., внутренняя сторона – 12,5/8 см. Шток изогнут, вся поверхность покрыта морскими обрастаниями и патиной. Инвентарный номер КМ 13891/1.

6. Якорная стяжка, представляет собой трехсекционную раму; секции прямоугольной формы, стенки плоские, прямоугольного сечения, торцовые стенки имеют наклон в 65° относительно плоскости основания рамы. Размеры: длина – 40,8 см., ширина 8,5 см., высота – 4,5 см. Покрыта патиной и морскими обрастаниями. Инвентарный номер: КМ 13891/4.

7. Фрагмент якорной стяжки в виде несомкнутой П-образной рамы, стенки плоского прямоугольного сечения. Торцевая стенка имеет наклон в 70° относительно плоскости основания рамы. Боковые стенки изогнуты в противоположные стороны друг от друга относительно центральной оси рамки. Имеет размер: длина – 18,5 см., ширина – 11,5 см., высота – 4,5 см. Фрагмент покрыт патиной и морскими обрастаниями. Инвентарный номер: КМ 13891/5.

Согласно хронологическим классификациям, предложенным Г. Капитаном и Д. Халданом, указанные штоки относятся к несъёмным, цельнолитым, и использовались со II в. до н.э. по III в. н.э. [Kapitän 1984. P. 36-38; Haldane, 1986. P. 416. Fig. 11]. Якорные стяжки, обнаруженные рядом со штоками, соответственно, датируются тем же периодом. 

Наиболее ранний, II – I вв. до н.э., по конструктивным особенностям, шток № 1. В нем не предусмотрен деревянный сердечник, проходящий внутри отливки, сквозь веретено, предотвращая тем самым его смещение и придавая жесткость конструкции. На одном плече, в 10 см от края, расположен характерный крючок, возможно, предназначенный для крепления якоря на судне.

Остальные штоки снабжены внутренним деревянным сердечником и различаются только общими размерами и формой центрального отверстия. По мнению Г. Капитана, форма и ориентация отверстия штока менялась с течением времени, от прямоугольного, вытянутого вдоль отливки до квадратного, а позднее прямоугольного, вытянутого поперек отливки. [Kapitän, 1984. P. 38]. Шток № 3 имеет отверстие квадратной формы, исходя из этого он более ранний в этой группе, и датируется I в. до н.э. – I в. н.э. Штоки № 4 и № 5 имеют прямоугольные отверстия, ориентированные поперек, поэтому, вероятно могли использоваться во II – III вв. н.э. Фрагмент № 2, крайнюю часть плеча штока с деревянным сердечником, можно датировать периодам с I в. до н.э. по III в. н.э. так как неизвестна форма и ориентация центрального отверстия отсутствующей отливки. Якорная стяжка № 6 и шток № 4 лежали на морском дне на расстоянии 1,5 метров друг от друга. Возможно они принадлежали одному якорю. Исходя из этого стяжку можно датировать временем штока – II – III вв. н.э.  

Следует отметить, что данные датировки весьма относительны. Свинцовые якорные детали, чаще всего, находят случайно, вне археологического контекста, поэтому их трудно хронологически классифицировать. Якорные штоки разной конструкции могли использоваться и одновременно, в зависимости от территории их распространения. Наиболее точно определить возраст отливки возможно с помощью радиоуглеродного анализа часто сохраняющихся деревянных частей якоря и внутреннего сердечника штока. Подобные исследования проводились в 2002 г. с остатками деревянного короба свинцового штока, найденного у берегов Марокко. Ученые из лаборатории в США определили точный возраст и породу древесины [Trakadas, 2003. P. 18]. Аналогичные исследования свинцовых якорных штоков, обнаруженных в Черноморском бассейне автору не известны.

На плечах штоков № 3, 4, 5 имеются каверны, дефекты отливки, местами обнажившие деревянный сердечник. Расплавленный свинец не заполнил всю полость формы, из-за чего образовалась пустоты. Несмотря на это штоки использовались по своему назначению.

На видимой части внутреннего деревянного сердечника штока № 4 сохранилась кора. Возможно, её оставляли для защиты древесины от высокой температуры расплавленного свинцы.

Якорные свинцовые детали, найденные в акватории Анапы, публикуются впервые. Они могут служить еще одним подтверждением того что на рубеже эры Горгиппия переживала расцвет торговли и являлась одним из крупнейших центров Боспора [Алексеева, 1997. С. 60 – 75], имела свой порт и широкий товарообмен с другими греческими колониями посредством морских перевозок. 

Литература

Алексеева Е.М. Античный город Горгиппия. М., 1997.

Кондрашев А.В. Подводные исследования у мыса Панагия // Древности Кубани и Черноморья. Понтийско-кавказские исследования (Studia Pontocavcasica). Краснодар, 1993.

Кондрашев А.В. Корабельная стоянка у мыса Тузла // Таманская старина. 3. Греки и варвары на Боспоре Киммерийском (VII – I вв. до н.э.). Тезисы докладов международной конференции. СПб, 2000.

Лоция Черного и Азовских морей IV издание. СПб, 1903.

Лысенко А.В., Герасимов В.Е. О находках штоков античных якорей у мыса Плака в Крыму // Российская археология, 2008, № 3.

Михайлов В.В., Суховольская Н.П. Анапа. Природа, история, хозяйство, население. Региональная география Краснодарского края. Ростов-на-Дону, 2004.

Окороков А.В. Деревянные якоря со свинцовыми штоками // Вопросы подводной археологии. М., 2011.

Степко Л.А. Музейная коллекция морских якорей как носитель историко-культурного наследия народов Азово-Черноморского бассейна: диссертация … кандидата культурологии: 24.00.03, Краснодар, 2004.

Таскаев В.Н. Античная подводная археология Северного Причерноморья (II издание). М., 2009.

Христов И. Антични каменни котви, каменни и оловни щокове от колекцията на Националния исторически музей – края на II хил. пр. Хр. – III в. сл. Хр. София, 2013.

Haldane D. Recent discoveries about the dating and construction of wooden anchors. Tharacia Pontica III. Sofia, 1986.

Kapitän G. Ancient anchors – technology and classification, International Journal of Nautical Archaeology and Underwater Exploration 13/1.1984.

Trakadas A. Morocco Survey: the 2002 Season // The INA Quarterly. 2003. Vol. 30. No. 1. 2003.

Рис. 1. Свинцовые детали античных якорей: 1-5 – якорные штоки, 6, 7 – якорные стяжки.