Стела Таллона

История ритуальных памятников – надгробий своими корнями уходит в древнейшие прошлое. Во все времена люди обозначали места захоронения сородичей. С развитием человечества погребение приобретало все более культовый, религиозных характер, превращалось в место поклонения предкам. 

В античной Греции захоронения отмечали надгробием в виде каменной плиты – стелы, искусно украшенной рельефными или скульптурными изображениями, иногда антропоморфной формы – повторяющее контуры человеческого тела. 

В экспозиции Анапского археологического музея представлена большая коллекция надгробных памятников этой эпохи, часть из которых экспонируется в главном зале музея «Античный город Горгиппия». 

Своей Необычной формой выделяется мраморная стела Таллона, найденная при раскопках в Анапе на территории санатория «Анапа-Океан» в 1982 году.

Надгробие датируется II–III в. н.э. Рельефное изображение на нем, композиционно разделено на три яруса. Его сюжет – возвращение воина в отчий дом, традиционный для надгробных памятников Боспора этого времени. По нижнему краю рамки, обрамляющей верхний рельеф, располагается двустрочная греческая надпись: «Таллон, сын Пофа, и мать Гедин, прощайте». 

На верхнем рельефе изображается мужчина-всадник, представший после долгого расставания перед женщиной-матерью. Она восседает на высоком стуле, обратив свой взор на путника, её левая рука придерживает край накидки, правая расположена на коленях. 

Всадник одет в рубаху, поверх которой кольчуга – это одно из подтверждений того, что уже в начале нашей эры древние мастера овладели сложнейшим ремеслом её плетения. Поверх кольчуги через правое плечо перекинут плащ, к поясу всадника, по его левую руку, крепится горит с луком скифского типа и стрелами. Наличие военной амуниции свидетельствует о том, что этот человек принимал участие в сражениях, вся его жизнь была связана с военным делом, и даже после смерти воин-всадник не расстается со своим оружием и верным боевым конем. 

В самом центре стелы помещен рельеф с изображением девушки в длинном до пят одеянии. В руках она держит сноп колосьев, символизирующий богатство и плодородие, жизненную силу, смерть и возрождение. 

На нижнем рельефе изображение двух коней в профиль, расположенных друг перед другом и привязанных поводьями к вертикальному шесту, находящемуся между ними. Подобные коновязи использовались всадниками во время длительного перехода.

Между верхним и средним рельефом – вертикальное прямоугольное углубление, в котором, возможно, крепилась небольшая полочка для приношений. 

Надгробие венчает акротерий в виде пальметты, древа жизни, символизирующей жизненный цикл, фазы которого отмечены цветением, созреванием плодов и ростками – будущими поколениями.

Сергей Евсюков