Турецкий кувшин для кофе «ибрик»
В экспозиции отдела краеведения Анапского археологического музея, посвященной русско-турецким войнам есть витрины, иллюстрирующие мирную жизнь в турецкой крепости Анапа. Среди множества экспонатов присутствует изящная пара из желтого металла: кувшин для кофе и блюдце, покрытые великолепной чеканкой в виде растительного орнамента. Вершину крышки кувшина венчает исламский полумесяц. Экспонаты поступили в Анапский музей в далеком 1979 году и переданы местным жителем – Акуловым Андреем Анатольевичем.
15-ти сантиметровый кувшин с фиксированной крышкой, низким туловом диаметром 6,5 см, тонким горлом, узким длинным носиком и ручкой являлся персональным сосудом для приготовления турецкого кофе. К кувшину прилагается блюдце диаметром 11 см с ажурным краем. Выглядит комплект очень изыскано.
Данный сосуд называется ибрик. В настоящее время ибрики на востоке продолжают существовать, выполняя свою основную функцию – служат кувшинами для воды. Объемы подобных сосудов имеют широкий диапазон: от 100 мл (как в нашем случае) до 100 литровых экземпляров, выступающих в качестве стационарных цистерн.
К концу XV века в Османскую империю, контролировавшую основные торговые пути, попадает новый товар – арабский кофе. Расширение Османского государства способствовало и географии потребления кофе. Став достоянием огромного мусульманского мира, кофе вошел в быт каждой арабской семьи и широко распространился по Османской империи, став любимым напитком караванщиков, бедуинов, а также частью дипломатического этикета. С 1530 года он в Дамаске, в Алеппо с 1532 года, несколько позднее в Алжире и в 1554 году впервые попал в Стамбул, где два сирийских купца открыли первую кофейню.

Во время переходов купцы и караванщики варили кофе в разной посуде и, в конце концов, пришли к выводу, что удобней всего варить кофе на костре в ибрике – кувшине для воды. Именно длинный носик и высокое горло позволяли укротить непростой нрав кофе и получить высокую ароматную пену.
Кофе настолько понравился стамбульцам, что к концу XV столетия его уже предлагали многочисленные кофейни.
Однако, кофейни Стамбула не только предлагали кофе. Прекрасно обустроенные, они служили местом отдыха, развлечений и откровенных бесед, порою нелестных для правителей. Чтобы избежать скопления праздно проводящих время людей и соответственно возникновения в их среде крамольных мыслей Османские правители неоднократно запрещали деятельность кофеен. Зачастую за нарушение фетвы о запрете кофеен (религиозного указа с обязательным исполнением) строго наказывали, вплоть до смертной казни. Несмотря на жесткие санкции, кофе был очень популярен среди всех слоев населения и экономически выгоден.


Турецкую крепость Анапа, являвшуюся одним из форпостов Османской империи на берегах Северного Причерноморья, тоже не обошла общая любовь к этому напитку. После 1783 года в крепости, построенной по плану инженера Хуссейна-аги, насчитывалось три мечети, три бани, правительственные учреждения и более 550 лавок и кофеен. Однако, в общественных кофейнях в XVIII веке использовались уже турецкие сосуды для приготовления кофе – джезвы, которые мы традиционно называем «турками». Отличительной особенностью джезвы является изогнутая ручка и отсутствие длинного носика и крышки. А арабские ибрики остались индивидуальным средством побаловать себя чудесным напитком.


Описываемый комплект из кувшина и блюдца выполнен в едином стиле и покрыт искусной объемной чеканкой. От большинства подобных кувшинов Анапский отличается тем, что даже четырехгранный носик покрыт растительной вязью. Высокое художественное качество исполнения экспонатов Анапского музея дает возможность предполагать, что эта пара принадлежала знатному или просто очень зажиточному жителю крепости Анапа.
[su_highlight]Федина И.Н. научный сотрудник отдела краеведения.[/su_highlight]