Сероглиняный кувшин из погребения ранневизантийского времени
Летом 1954 г. в Анапе при строительстве кинотеатра «Родина» (угол Астраханской и Протапова) и городской бани (угол Астраханской и Терской), был обнаружен некрополь античного времени. На средства Анапского краеведческого музея и Анапского отдела культуры Горсовета на этих участках были организованы охранно-спасательные раскопки, которые продолжались до 1956 г. Работы проводились отрядом под руководством И.В. Поздеевой, специально выделенным из состава Синдской экспедиции ИИМК АН СССР (рук. В. Д. Блавадский).
Грунтовый некрополь Горгиппии систематически исследовался впервые. Археологами было найдено большое количество погребального инвентаря, украшений и предметов быта, привезенных экспортом и местного производства. Определены типы могил, выявлены религиозные культы и род занятия населения. Всего в 1954 – 1956 гг. на обеих участках было раскопано около ста погребений различных исторических периодов.
В июне – августе 1954 г. в котловане под кинотеатр отрядом Поздеевой вскрыты 26 могил. Часть из них были впущены в культурный слой, некоторые выдолблены в материке на глубине от 1,5 до 2 м. Большинство захоронений исследователи отнесли к первым векам н.э. Малую часть к погребению эпохи эллинизма, самое раннее из которых датировали концом IV или началом III в. до н. э., самое позднее I в. до н. э., а, остальные – III – II вв. до н. э.
Одно из захоронений (Погребение 5) отличалось погребальным обрядом и малой глубиной залегания от современной дневной поверхности (0,3 – 0,41 м.). По всей видимости оно относилось к более позднему времени чем все остальные. Согласно отсчету Поздеевой, экземпляр которого хранится в Анапском археологическом музее, костяк человека лежал на спине с вытянутыми руками и ногами ориентированный головой на северо-восток. По данным И.Т. Кругликовой на северо-запад. Череп погребенного человека был сильно деформирован. Слева от костяка, в той же яме, на правом боку с поджатыми ногами, лежал скелет лошади (частично разрушенный траншеей фундамента). Особый интерес представляет погребальный инвентарь.
У правой руки костяка стоял сероглиняный кувшин с округлым туловом, плоским дном, цилиндрическим горлом, округлым венчиком, отогнутым наружу и ручкой, непосредственно прикрепленной к венчику и тулову. На плечах кувшина пояс лощенного орнамента в виде вдавленных, крестообразно пересекающихся бороздок. По всей видимости сосуд изготовлен на гончарном круге. Размер
Аналогичный кувшин был обнаружен в захоронении, случайно открытом в 1998 году близ села Сенявка не далеко от заповедника Танаис в Ростовской области. Комплекс находок из этого погребения исследователи отнесли к первой половине V в. н.э.
Схожий по форме и орнаменту кувшин был найден на некрополе Фанагории в 1950 году в грунтовом погребении, ориентированном на северо-восток. И.Т. Кругликова по характеру лощения и орнаменту датирует его III – IV вв. н.э. Но замечает, что поясная пряжка также найденная в этом захоронении схожа с пряжками, встречающимися в земляных гробницах Крыма V – VI вв. н.э. Она же говорит о большом количестве схожей керамики в Пантикапее и у Кавказских племен и объясняет это развитой торговлей и непосредственным проникновением Аланских племен на Боспор в первые века н.э.
Среди Аланской керамики наиболее близки к нашему кувшины IV – VI вв. н.э., обнаруженные в Северной Осетии у сёл Кенже, Заюково и Кудинетово. Имеют похожие черты и два лощеных кувшина из могильника у аула Кумбулта. Стоит отметить что в этом же могильнике было найдено множество импортных вещей: византийские пряжки, кольца с наплывами, пластинчатые фибулы, бронзовые и золотые агафы и др. Весь комплекс предметов датируется в рамках V – VII вв. В ближайшем могильнике Верхняя Рутха вместе с таким же типом керамики были обнаружены золотые ювелирные изделия V в. н.э. причерноморского происхождения аналогичные обнаруженным в Керчинских катакомбах в 1904 г. Эти находки говорят о развитой торговле Аланских племен с Боспором в то время. Торговым путем керамика аланского типа попадала в Северное Причерноморье где возможно местные мастера воспроизводили её форму и орнамент снабжая регион своими изделиями.
Согласно аналогиям, кувшин из раскопок некрополя Горгиппии 1954 года можно датировать V – VI вв. н.э.