История античного якоря
Якорь – одно из древнейших и удивительных изобретений человечества, счастливый спутник каждого корабля, отправляющегося в далекие путешествия к неизведанным странам. Проделав долгий путь от каменной глыбы до стального механизма, за несколько тысяч лет он не изменил своего назначения, как и ранее служит гарантом безопасности на море.
Издавна мореплаватели вверяли якорю судьбу корабля, если ему грозила гибель на прибрежных скалах. Это приспособление в страшную минуту нередко оказывалось их последней надеждой на спасение, поэтому с древнейших времён изображение двурогого якоря является символом надежды, стабильности и мира.
В античном искусстве якорь — это один из атрибутов аллегории радости и возвращения на родину после долгих и тяжелых скитаний на чужбине. Якорь являлся символом мореплавания, дальних странствий, морской торговли. Его изображали на своих монетах финикийцы, карфагеняне, греки и римляне, народы, торговавшие в древности по всему Средиземноморью.
Якорный камень
С тех пор как первобытный человек построил свой первый «корабль» — выдолбленный челн, связанный из стволов деревьев или тростника плот, он понял, что не всегда можно упереться в дно шестом, удержаться за водоросли или зацепиться за камень или дерево, растущее на берегу. Иногда нужно было останавливать судно на середине реки или вдали от морского берега. И камень, привязанный к лиане (а возможно, и к веревке, свитой из сухожилий убитых животных), оказался первым в истории якорем. Каменный якорь благодаря своей простой конструкции использовался многие тысячелетия.
Каменные якоря на своих судах использовали в Древнем Египте. Среди египетских иероглифов, знаков обозначающих якорь другой конструкции нет. Древнегреческий историк Геродот в шестнадцатой главе своей «Истории» сообщает что египтяне в плаваниях по Нилу применяют якорные камни для уменьшения скорости своих судов по течению реки, бросая их с кормы.
Якорными камнями пользовались и другие мореходы древности — жители Вавилона, Финикии, Карфагена, Греции и Рима. Об использовании якорного камня сообщают многие авторы древности. Из гомеровской «Одиссеи» мы узнали, что на «Арго» также был якорный камень.
В Анапском археологическом музее хранятся несколько каменных якорей с отверстием для подвязывания, которые использовали в античности на небольших рыболовецких судах.
Такой якорь применяется и в наши дни на небольших рыбацких лодках, катерах и яхтах, особенно там, где дно плоское, каменистое и якорь с лапами совершенно бесполезен.
Якорный камень со временем совершенствовался. В камне стали пробивать отверстия куда вставляли деревянные колья, для увеличения удерживающей способности якоря это привело к появлению знакомого всем нам «рогатого» якоря.
«Рогатый» якорь
Первые рогатые якоря, по сути, представляли из себя деревянный крюк с каменным утяжелителем. Такой однорогого якорь часто ложился на грунт плашмя и не держал. Поэтому в древности на судах был «якорный ныряльщик», который погружался на дно и направлял рог якоря в грунт. Держащая сила таких якорей значительно выше, чем у якорных камней. Недостатком такой конструкции в том, что ставить якоря-крюки можно было только на малых глубинах. Для стоянки на большой глубине мореходам требовался якорь, который бы под собственным весом и тягой каната сам принимал бы такое положение, при котором рог зарывается в донный грунт.
Так в III тысячелетии до н.э. в Юго-Восточной Азии был изобретен двурогий якорь с перекладиной, штоком.
В бассейне Средиземного моря «рогатые» якоря со штоком появились приблизительно в VIII в до н.э. Сначала их штоки изготавливали из камня или тяжелого дерева, позже — в IV в. до н.э., штоки стали отливать из свинца. Тяжелый шток помогал сильнее прижимать якорь к грунту на дне и тем самым глубже заглубляться его рогу. В современных якорях эту прижимную силу берет на себя стальная цепь.
Принцип действия такого якоря настолько прост и эффективен, что и поныне используется в конструкциях адмиралтейских якорей.
Якорь, упав на дно, всегда опирается на один из концов штока и основания рогов. Такое положение якоря не устойчиво, и, как только возникает сила тяги на канате, якорь переворачивается на конец одного из рогов и начинает заглубляться в грунт до тех пор, пока веретено не примет горизонтальное положение. При этом положении якоря его шток оказывается в плоскости, перпендикулярной направлению тяги каната.
Деревянные якоря со свинцовым штоком
Якоря со свинцовым штоком состояли из деревянного веретена и рогов со свинцовыми лапами, свинцовой стяжки, которая помогала крепить рога к веретену, самого штока и рыма — металлического или веревочного кольца, за которое крепился канат.
Интересен способ изготовления таких якорных штоков, требующий особого мастерства. Свинцовый шток обычно отливали в земляной форме. Перед заливкой свинца, в центр формы вставлялось деревянное веретено, его покрывали специальной огнеупорной смазкой, чтобы дерево не обгорало.
В Древней Греции после того, как мастер заканчивал работу, якорь торжественно переносили в храм Зевса, где ему воздавались пышные почести, курились благовония, произносились молитвы, приносились жертвы. Для большей веры в надёжную работу якоря его часто украшали символами различных богов, особенно Посейдона. После освещения якорь передавали в эксплуатацию.
Свинцовые штоки имели разную конструкцию. Сначала он был цельным и крепился к веретену веревкой или проходил сквозь него. Позже появились цельнолитые штоки с отверстием в центре для веретена.
Иногда встречаются свинцовые штоки с деревянным стержнем в центре по всей его длине или оббитые листами из железа — таким способом древние мастера пытались сделать шток прочнее. Так как свинец — метал довольно мягкий, шток нередко гнулся и даже переламывался пополам.
Якоря в то время были весьма дороги, из-за чего их использовали только в случае особой нужды. Их роль была скорее спасательной: ими удерживались при опасных ветрах, например, чтобы избежать выброса судна на скалистый берег.
Полностью железные якоря начинают изготавливать примерно со II в. до н.э., но из-за дороговизны этого металла широко использовать станут только в средневековье.
Деревянные якоря со свинцовым штоком в античный период были настолько популярными, что ими, утерянными в древности, буквально усыпаны прибрежные воды крупных торговых полисов. В морской воде за тысячелетия якорь почти полностью истлевает, и аквалангисты находят в основном только его металлические детали.
Долгое время найденные аквалангистами штоки в виде прямоугольного бруска учеными-археологами трактовались как рога якорей греков и римлян. Но почему античные мореплаватели Средиземноморья делали якоря с тупыми рогами, никто серьезно не задумывался.
Первым, кто усомнился в этих выводах, стал известный французский исследователь Мирового океана и изобретатель акваланга Жак Ив Кусто. В 1955-м году он вместе со своим другом французским подводным исследователям Фредериком Дюма нашел близ Марселя на глубине 38 м корпус римского корабля, затонувшего в 250 — 200 гг. до н.э. Вместе с останками корабля учёные обнаружили два свинцовых бруска. Жак Ив Кусто утверждал, что это не рога якоря, а штоки, приведя в доказательство находку так называемых галер Калигулы.
Итальянцы, считая, что на дне горного озера Нэми, расположенного недалеко от Рима, хранятся несметные сокровища римских императоров, в 1928 г. решили его осушить. Через три года работы были закончены и на дне озера, в тине, были обнаружены две гигантские галеры размером 73 на 21 метр.
Среди многочисленных находок рядом с галерами лежали два якоря: один железный, второй деревянный с литым свинцовым штоком, длина этого якоря составляла 5,5 м.
К сожалению, до наших дней галеры Калигулы не сохранились. В тридцатых годах итальянцы на берегу озера Нэми открыли музей, где под открытым небом экспонировались оба корабля и другие найденные предметы. Во время Второй мировой войны музей полностью был сожжён немцами. В распоряжении историков остались только чертежи и фотографии.
Находки свинцовых деталей античных якорей широко известны и в акватории Черного моря. Свинцовые штоки и якорные стяжки чаще всего находят в прибрежной зоне известных центров античной торговли. Большое количество свинцовых якорных деталей найдено у берегов Болгарии. В Северном Причерноморье такие артефакты были обнаружены недалеко от Херсонеса, у мыса Плака, напротив мыса Меганом, в Керченском проливе, у мыса Панагия, у мыса Тузла, в Новороссийской и Геленджикской бухтах.
Свинцовые детали деревянных якорей из коллекции музея
Свинцовые штоки находят и в акватории Анапы. В фондах Анапского археологического музея хранятся 7 свинцовых деталей античных деревянных якорей, обнаруженных в разные годы клубом подводных исследований «Поиск» и переданных в музей его руководителем И.Е. Седракяном.
Все детали были найдены в районе Высокого берега. Дно здесь представляет собой каменистое плато с выходами скальных пород, усыпанное крупными валунами и галькой. В лоции Черного моря, составленной в начале XX века, написано, что в этом районе «грунт на рейде весьма изменчивый. Попадаются камни, о которые суда часто ломают свои якоря». Так и за две тысячи лет до этого греческие мореходы теряли свои якоря в этом месте.
Первый шток, сильно деформированный, был найден в середине июля 1998 года, на глубине 15 метров, в районе напротив Анапского маяка (№ 1). При повторном исследовании района находки, в конце августа того же года, найден фрагмент плеча свинцового штока с остатками деревянного сердечника (№ 2), когда-то шток, зацепившись за камень, обломил одно плечо.
Остальные пять деталей были обнаружены летом 2016 года в районе напротив сквера Аванесова на глубине 17,5-17,8 метров, среди них три якорных штока (№ 3, 4, 5), якорная стяжка (№ 6) и фрагмент якорной стяжки (№ 7).
Все находки на дне лежали рядом друг с другом, на расстоянии от 1,5 до 6 метров. Возможно, мы имеем дело с кораблекрушением, данное место требует дополнительного исследования.
Найденные штоки снабжены внутренним деревянным сердечником и различаются только общими размерами и формой центрального отверстия. Возможно, форма и ориентация отверстия штока менялась с течением времени, от прямоугольного, вытянутого вдоль отливки, до квадратного, а позднее прямоугольного, вытянутого поперек отливки.
На плечах штоков имеются каверны, дефекты отливки, местами обнажившие деревянный сердечник. Расплавленный свинец не заполнил всю полость формы, из-за чего образовались пустоты. Несмотря на это, штоки использовались по своему назначению.
На видимой части внутреннего деревянного сердечника штока одного из штоков (№ 4) сохранилась кора. Возможно, ее оставляли для защиты древесины от высокой температуры расплавленного свинца.
Все находки были отлиты в земляной форме и использовались со II в. до н.э. по III в. н.э.
Свинцовые якорные детали чаще всего находят случайно, вне археологического контекста, поэтому их трудно хронологически классифицировать. Якорные штоки разной конструкции могли использоваться и одновременно, в зависимости от территории их распространения.
Наиболее точно определить возраст отливки возможно с помощью радиоуглеродного анализа часто сохраняющихся деревянных частей якоря и внутреннего сердечника штока. Такие исследования с якорными штоками из Анапского археологического музея пока не проводились.
Рассмотренные находки могут служить еще одним подтверждением того, что на рубеже эры Горгиппия переживала расцвет торговли и являлась одним из крупнейших центров Боспора, имела свой порт и широкий товарообмен с другими греческими колониями посредством морских перевозок.
С 2017 г. в Анапском археологическом музея работает выставка «Из глубины вод и веков», где вы сможете увидеть эти находки. На выставке представлена реконструкция деревянного якоря с оригинальными свинцовыми деталями, изготовленная научными сотрудниками музея.
Литература
Скрягин Л.Н. Якоря — 2-е изд., перераб. и доп. М., 1979. 384 с., ил.
Окороков А.В. Деревянные якоря со свинцовыми штоками // Вопросы подводной археологии. М., 2011. С. 42-67.
Таскаев В.Н. Античная подводная археология Северного Причерноморья. М., 2009. 175 с.
Евсюков С.В. Свинцовые детали античных якорей, найденные у побережья Анапы // VIII «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа. Краснодар, 2018. С. 76-80.
Kapitan G. Ancient anchors — technology and classification, International Journal of Nautical Archaeology and Underwater Exploration 13/1. 1984. С. 33-44.