Археология на новостройках

Вид на археологический заповедник «Горгиппия». 1982 г.

Исторически сложилось так, что руины античного города Горгиппии скрыты сегодня под кварталами современного города-курорта Анапа. Поэтому практически всем новостройкам в Анапе предшествуют археологические раскопки. В строительных котлованах экспедициями Института археологии АН СССР и РАН, Института истории материальной культуры РАН, ООО «Наследие Кубани» ООО «Кубаньархеология», ООО «Южно-Российский центр археологических исследований», Приазовской экспедицией Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника и многими другими на протяжении десятилетий исследовались жилые кварталы, некрополь и хора древнего города. По архивным данным и отчетам, хранящимся в Анапском археологическом музее, археологические исследования велись на более чем 90 строительных площадках. По результатам исследований этих лет опубликовано три монографии, два сборника и более 150 статей. Коллекции предметов из раскопок украшают фонды и экспозиции музеев Анапы, Краснодара и центральных музеев Российской Федерации.

О жизни «Горгиппии – античного полиса на берегу Анапской бухты» мы поговорим на примере раскопок, проведенных в 2020 г. на земельном участке, подлежащем хозяйственному освоению, на площади 2040,2 кв. м. для объекта «СПА-комплекс» санатория «ДиЛуч» по ул. Пушкина, д. 22 в городе-курорте Анапа. Данные работы выполнялись совместно сотрудниками ООО «Кубаньархеология» и Института истории материальной культуры Российской академии наук на территории памятника археологии федеральной категории охраны «Городище Горгиппия». Работы велись в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации – законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации и другими документами на право проведения археологических полевых исследований. Целью раскопок являлось снятие обременения с данного участка для последующей постройки на нем СПА-комплекса путем всестороннего научного исследования методом археологических раскопок.

Раскопки на территории санатория «ДиЛуч», 2020 г.

Мощность слоев античного города составляла на данном участке в среднем 2,5 м, они были перекрыты напластованиями нового города мощностью 1-1,5 м. Мусорный слой Нового времени нередко содержал отдельные находки и множество керамических обломков античной эпохи.

Коллекция предметов, полученных при раскопках, была передана на постоянное хранение в филиал Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына – Анапский археологический музей в 2022 году.

Античная часть переданной коллекции, состоящая из столовой и кухонной посуды как местного производства, так и аттической парадной посуды, фрагментов расписной керамики, клейменной амфорной тары и черепицы, ткацких и рыболовных грузил, архитектурных деталей, а также монеты Боспорского царства подтверждают и дополняют имеющиеся сведения о греческой колонии на берегу Анапской бухты.

Грузила от ткацкого станка, натягивавшие нити основы. Глина. Горгиппия IV в. до н.э. – III в. н.э.

В ходе произведенных работ были открыты в частности остатки построек конца IV – первой половины II в. до н.э., расположенных на западной окраине античной Горгиппии и здесь особо хочется выделить уникальный посвятительный рельеф в виде наиска Известняковой плиты высотою – 44-47 см; шириной – 43 см; толщиной – 10 см. Глубиной фона рельефа около 3,5 см. III в. до н.э., где впервые на территории Азиатского Боспора представлена композиция из трех фигур – Кибелы, Гермеса и Гекаты. Известняковая плита с рельефом была вторично использована около середины III в. до н.э. при перестройке хозяйственного комплекса, связанного с изготовлением и обжигом керамических изделий, и лежала лицевой стороной вниз. На рамке заметны потертости и небольшие сколы. Задняя поверхность плиты неровная, со следами грубой отески. Рельеф увенчан треугольным фронтоном, украшенным акротериями. Фигуры изображенных ниже персонажей как по высоте, так и по ширине поля рельефа, занимают почти все его пространство. Местами они сильно сглажены, особенно лица, имеются отдельные утраты. В центре находится восседающая на троне Кибела, в северопричерноморской эпиграфике именуемая обычно Мать, Мать богов или Фригийская Мать. Ее лицо обрамляют волнистые пряди волос. В правой руке богиня держит фиалу, в левой – тимпан, на коленях лежит львенок. Кибела одета в хитон, поверх которого наброшен плащ, мягко обрисовывающий очертания ее фигуры. Из-под складок нижней части одежды видны носки обуви. Слева в трехчетвертном развороте изображен облаченный в короткий хитон Гермес с петасом на голове. В правой руке он держит ойнохою. По другую сторону от Кибелы представлена Геката в длинном, ниспадающем складками, подпоясанном хитоне. В ее руках два поднятых длинных факела. Как и Гермес, она выступает здесь, как проводник души умершего в ее загробном странствии.

Посвятительный рельеф с изображением Кибелы, Гермеса и Гекаты. Камень. Конец IV – начало III в. до н.э.

Возможно, в данном случае в качестве образца была использована какая-то скульптурная группа из Афин. Это может быть рельеф, обнаруженный в конце XIX в. на северном склоне афинского акрополя и датируемый IV в. до н. э., или еще несколько связанных с Афинами находок. Прежде всего, это найденный в западной части агоры наиск с посвящением Критона Матери богов. Там присутствует та же трехфигурная композиция: в центре Кибела, по обе стороны от которой Гермес и Геката. Правда, образ Кибелы доминирует, в 2,5 раза превышая по высоте показанные рядом с ней анфас фигурки ее спутников. На другом мраморном наиске второй половины IV в. до н. э. с изображением Матери богов, происходящем из Пирея, такие фигурки помещены в основании боковых пилястров.

Таким образом, можно констатировать, что наибольшей популярностью сюжет с Кибелой, Гермесом и Гекатой пользовался в Афинах позднеклассической и раннеэллинистической эпох. Видимо, тогда он и стал с некоторыми изменениями копироваться на Боспоре. И это неудивительно, учитывая тесные торговые и культурные связи «школы Эллады» с данным регионом именно в этот период.

Посвятительный рельеф с изображением Кибелы, Гермеса и Гекаты. Камень. Конец IV – начало III в. до н.э.

Горгиппийский рельеф был создан не позднее начала III в. до н.э. и попал в слой около середины того же столетия. Это могло произойти после мощного землетрясения силой порядка 8-9 баллов, разрушившего находившееся поблизости святилище, где почиталась Мать богов. В данной связи обращает на себя внимание тот факт, что всего в 250 м к юго-востоку от раскопа на территории санатория «ДиЛУЧ» располагался священный участок Деметры и ее дочери Коры-Персефоны. Не исключено, что здесь поклонялись не только им, но и Кибеле, также связанной с идеей плодородия.

Еще одним важным открытием стала находка терракотовых статуэток в виде протомы Деметры и полуфигуры Коры-Персефоны, оттиснутой в двусторонней форме.

При раскопках была раскрыта руинированная печь с остатками обжигавшейся в ней партии терракот. Печь была сложена из сырцового кирпича, овальной формы, средних габаритов и имела два уровня: обжигательную камеру в виде купола и топочную, которые разделялись полом-полочкой с отверстиями – продухами для горячего воздуха. Полочка, куда устанавливались обжигавшиеся в печи предметы, опиралась на сложенный из таких же кирпичей столб, поставленный посередине топки. По каким-то причинам работа печи была остановлена, а сама печь частично разрушена. С течением времени на ее месте возвели новую постройку, при этом верхнюю часть печи убрали, а топочную камеру засыпали грунтом и утрамбовали, чтобы предотвратить провисание поставленной на нее стены нового здания.

Раскопки печи с остатками обжигавшейся в ней партии терракот

В слое заполнения печи были найдены три терракотовые статуэтки, последовательно открывавшиеся археологам по мере расчистки топочной камеры. Первой появилась полуфигура Коры высотой около 15 см, стоявшая вертикально у столба с западной стороны; далее, почти у дна печи, вниз лицом лежала вторая статуэтка Коры высотой около 15 см, и на том же уровне, но с другой стороны столба, во фрагментах обнаружена протома Деметры высотой 13 см.

Терракоты представляют собой два типа женских протом: объемная протома-бюст и односторонняя протома-маска, и являются изображениями Деметры и Коры-Персефоны. Односторонняя и объемная статуэтки различаются как по форме, так и по качеству исполнения, но при этом они имеют нечто общее, некое сходство, вызывающее к ним особый интерес.

Протома-бюст представляет собой трехмерное поясное изображение молодой женщины в стефане. В отличие от цилиндрического калафа, как обычно определяли головной убор аналогичной полуфигуры, найденной в некрополе 1954 г., это высокая, слегка вогнутая корона, плавно понижающаяся от центра к боковым сторонам. Хорошо видно ее основание – обруч, охватывающий голову над полоской волос и ушами, в которых показаны круглые серьги. Лицо узкое, тонкое, «нежное» с крупными ясными чертами: небольшой выразительный рот, круглый подбородок, линия которого под прямым углом переходит в шею, нос прямой, но его кончик явно сглажен, глаза с утолщенными веками. Волосы надо лбом расходятся на две стороны рельефными свободными прядями, сзади два локона-«косы», на которых также показаны пряди. Все тонкие детали были предусмотрены в форме и изготавливались без доработки – так же, как и у статуэтки 1954 г., поскольку все они одинаковы. При этом одеяние божества никак не моделировано.

Полуфигура Коры-Персефоны. Глина. Горгиппия III в. до н.э. Раскопки 1954 г.

Очевидно, декоративная техника искусства горгиппийского коропласта включала и элементы полихромии – ее следы проявились в статуэтке Коры из некрополя 1954 года, где найдены остатки красной краски в волосах, наносившейся уже после обжига. Нужно думать, что раскрашивалось и одеяние богини (при большом увеличении на некропольском экземпляре заметны частицы, возможно относящиеся к красочному слою). Примечательно, что в этом оттиске Коры также явственны небольшие бугорки типа глиняной крошки у крыла носа слева. Все эти наблюдения, характер изображения и детали – особенно идентичные размеры и «крошка», дают возможность предположить не только типологическое родство всех трех статуэток Коры. Весьма вероятно, что они относились к одной серии выпуска терракот, оттиснутых в одной матрице, и, очевидно, являлись продукцией одной мастерской. Развивая далее эту тему, заманчиво было бы думать, что именно в этой печи и была когда-то обожжена терракота, в свое время ставшая погребальным даром и затем обнаруженная археологами в 1954 г.

Протома Деметры. Глина. Горгиппия III в. до н.э.

Протома-маска Деметры – тонкая, в верхней части сильно изогнутая рельефная пластина высотой 13 см. Такой тип терракот получил наименование «маска» из-за того, что помимо лица в ней практически ничего не моделировано, и образ женского божества трактуется в самых общих чертах: голову венчает высокая стефана, поднимающаяся над лицом, с очень сильным изгибом наружу. На нее накинуто покрывало, спускающееся с двух сторон, заменяя моделировку боковых частей фигуры. Покрывало образует своеобразную раму, в которой рельефно проступает только верхняя граница одеяния. Лицо изображения выполнено менее упрощенно: овальное, высотой 4,5 см, с крупными чертами. У левого крыла носа имеются небольшие крупинки, похожие на уже встречавшуюся нам глиняную «крошку». Протома оттиснута в одной лицевой матрице из тонко отмученной глины с редкими белыми включениями. Протомы – погрудные изображения Деметры, предназначались для приношения в храмы.

При раскопках 2020 г. кроме античных слоев археологами были обнаружены культурные слои эпохи русско-турецких воин конца XVIII – первой трети XIX вв.

Археологические находки этого времени отражают бытовые стороны жизни обитателей крепости Анапа – это, прежде всего, глиняные курительные трубки, которые пользовались большой популярностью в Османской империи. Широкое распространение табачные изделия в Стамбуле и окрестностях получили в конце XVI столетия (эпоха правления султана Мехмета III). Трубки курили как мужчины, так и женщины. Вместе с распространением табака началась история борьбы с курением. В 1633 году Султан Мурад IV запрещает курение. За нарушение запрета любого ждала порка и смертная казнь. Но в 1647 году преемник Мурада Ибрагим отменяет запрет и табак становится элитарной забавой одновременно с кофе, вином и опиумом. Их стали называть «четырьмя подушками на диване удовольствия». Позднее власти страны ввели государственную монополию на торговлю табаком.

Трубки курительные. Глина. XV – XIX вв.

На Кубань и Черкесию основное количество курительных трубок доставлялось торговыми путями из Константинополя и двух малоазийских городов Гермейчек и Гайгем. В Анапе, следуя из записок Мухаммеда Гашима, бывшего секретарем основателя Анапы Фераха Али, известно, что в крепости было 550 лавок и кофеен (число которых, возможно, несколько преувеличено).

Раскопки продолжаются.