Маска юного Диониса
В экспозиции Анапского археологического музея находится терракотовая маска Диониса, датируемая I веком н.э., из раскопок горгиппийского некрополя 1992 года. Маска была обнаружена в детском захоронении по улице Терской. Вместе с ней в захоронении были найдены два глиняных гуттуса – детских поильника в виде женской фигуры, маленькая фляжка, стеклянная амфорка и стакан, бронзовые браслеты и зеркала, а также множество уникальных золотых украшений: медальон с изображением Афродиты Урании с двумя Эротами за плечами, дополненное внизу сценой терзания двух зверей, подвеска-амулетница, перстни, застежка-фибула, серьги. На ножках ребенка были помещены браслеты из золотой проволоки.
Почему же среди обилия дорогих золотых предметов и утвари в могилу юной жительницы Горгиппии поместили простую маску из глины? Дело в том, что подобные маски имели иное назначение, нежели театральные.
Маска отличается небольшой величиной относительно размера лица среднестатистического человека. Она не была предназначена для выступлений. Такие маски носили ритуальный характер и были связаны с культом бога Диониса – покровителя виноградарства, виноделия, веселых пирушек, божества производительных сил природы. Из культа Диониса впоследствии зародился древнегреческий театр. Уменьшенные терракотовые копии театральных масок помещали в святилища или подвешивали в домах на стены. По обеим сторонам данной маски сохранились небольшие круглые отверстия и одно крупное отверстие в верхней части для вертикального крепления к деревянному столбу. Подобные маски служили подношениями в храмы божествам, то есть носили вотивный характер.
В погребальном обряде терракотовые маски применялись как символ перевоплощения человеческой души, то есть перехода её в иное состояние бытия, где смерть понималась началом нового цикла.
Маска являет образ Диониса. Расцвету его культа способствовало в том числе и вхождение Боспорского царства во II в. до н.э. в состав Понтийской державы под управлением Митридата VI. Официальный культ Диониса в Понтийском государстве был установлен еще в IV в. до н.э. Наиболее известный и могущественный правитель Понта, царь Азии, “господин Боспора и всей Таврии” Митридат VI Евпатор носил имя Диониса. Культ Диониса имел официальный характер и был повсеместным. В отправлении церемоний и мистерий в честь этого божества его почитатели усматривали не просто снятие груза земных забот, бытовых обязанностей, веселье и расслабление, но “состояние, подобающее богу” (“Хрестоматия Прокла”, гл.14).
Трактовка прически персонажа указывает на то, что маска изображает молодого Диониса. Волосы аккуратными завитками симметрично обрамляют юное отрешенное лицо, на голове в прическе симметрично по бокам размещены два растительных элемента, напоминающих виноградные грозди или шишки. Их расположение соответствует расположению рожек на голове. В центре прически наверху “бант Аполлона” – завитые длинные пряди волос, уложенные в виде бантика надо лбом – модный элемент прически в античное время. Тем самым, человеческий облик божества здесь синтезируется с его растительной сущностью. Древние соотносили фитоморфный образ бога с представлениями о нём как о винограде. “Рожки” в прическе отсылают к образам козлорогих и козлоногих спутников Диониса – сатиров (демонов плодородия) и Пана (бога пастушества и скотоводства), а также к символу Диониса – быку. Следовательно, маска молодого Диониса несет в себе значение глубокой метаморфозы, происходящей с человеческой душой. Молодое лицо бога – суть обновление жизненного цикла через путешествие из земной жизни в иной мир, где обретается покой и избавление от тягот земного существования.
С загробным культом Дионис связан тем, что почитался как умирающий и воскресающий бог. По мифологии он возродился после того, как его растерзали титаны, также он спускался в Аид за своей смертной матерью Семелой. Маска молодого Диониса, тем самым, могла служить символом надежды на возрождение души маленькой девочки, или, по крайней мере, по представлениям древних, должна была помочь ей в царстве мертвых.
Такая же терракотовая маска была обнаружена при раскопках Пантикапея – столицы Боспорского царства и сейчас выставлена в экспозиции Восточно-крымского историко-культурного музея-заповедника (г. Керчь). Обе маски идентичны по профилировке, и если предположить, что для изготовления обеих масок использовалась одна и та же обратная форма, то возможно, горгиппийская маска имеет пантикапейское происхождение. Кроме того, в могиле девочки, как отмечалось выше, был обнаружен золотой медальон с Афродитой Уранией, почитавшейся покровительницей всего Боспорского царства. Таким образом, можно предположить, что семья умершей девочки принадлежала к боспорской аристократии.
Елена Наследкова