Статуэтка Тихе

В VI-V в. до н.э. разные причины, которые можно определить, как превратности хода истории и человеческой судьбы, направили взгляды Древних греков в Северное Причерноморье, все дальше и дальше от исторической родины Эллады. Греческие корабли, двигаясь вдоль побережий морей, все глубже проникали в незнакомый мир мифических северных племен киммерийцев. Найдя удобные бухты и плодородные земли эллины основывали новые города-колонии. 

Этот период античной истории выводит на первый план среди небожителей-Олимпийцев новую персону – богиню доброго и несчастного случая Тихе, во власти которой было перевесить чаши весов в пользу одного или другого результата. На смену предопределенности пришла вероятность случайного развития человеческой судьбы. Эта переменчивая богиня по одним легендам была дочерью Зевса и являлась одной из мойр, плетущих нить человеческой судьбы, определяющих дату рождения и перерезающих нить жизни в назначенный час. По другой версии, которой придерживался Гесиод, Тихе была дочерью титана Океана. Однако уже в V веке до н.э. у классиков античной литературы Эсхила и Пиндара она уже выступает в качестве могущественной богини судьбы. Изображалась Тихе обычно с рогом изобилия в руке, рогом козы Амалфеи вскормившей своим молоком самого Зевса. 

В период великой греческой колонизации, когда пошатнулась безоговорочная вера в предопределенность судьбы, когда эллинов волновал вопрос «Что ждет их на незнакомом берегу – смерть или светлое будущее?» именно Тихе стала считаться покровительницей городов воздвигнутых вдали от родины. Даже высокий головной убор богини (калаф) часто изображали в виде городских оборонительных стен. 

Греки, исповедуя культ богини доброго и несчастного случая, нашли лазейку в строгой системе верований и подарили себе возможность если не отсрочить неизбежное, то сделать жизнь более яркой, счастливой и удачной. А достичь этого более вероятно, если стать любимчиком Тихе. 
Эту теорию подтверждает горгиппийская находка 1978 года. Исследуя подвал жилого дома на территории нашего музея-заповедника археологам посчастливилось найти статую сидящей богини из мраморного известняка. Необходимо отметить, что коллекция скульптур, найденных в Горгиппии немногочисленна, в первую очередь потому, что центральная площадь агора не исследована археологами и коллекцию составляют, в основном, статуэтки из домашних алтарей. Она была найдена при исследовании дома, погибшего в пожаре, произошедшем во II-I в.в. до н.э. Статуэтка имеет следы пребывания в огне и многочисленные сколы. Тихе представлена как богиня, восседающая на троне. Складки ее одеяния и длинный рукав хитона скреплены брошами. На ее левом плече виден длинный скол от выступавшего рога изобилия козы Амалфеи, правая рука приподнята над коленом, что позволяет предполагать наличие в ней еще одного предмета, скорее всего фиалы. Эта замечательная статуэтка совмещает в одном образе черты сразу двух великих богинь: Матери богов или Кибеллы и богини случая Тихе. 

Это не единственная статуэтка покровительницы случая найденная во время раскопок на территории Горгиппии и относятся они к разным периодам существования города. Также найдены и надписи, высеченные в камне, начинающиеся словами посвящения богини Тихе «Агате Тихе». Эти находки говорят о том, что культ Тихе имел официальный характер в Горгиппии. Возможно горгиппийцы именно ее считали покровительницей города. 

От этой непостоянной богини, которую судя по древнегреческим мифам опасался сам Зевс, потому что она могла в корне изменить все его приказания, в жизни горгиппийцев зависело буквально все: 
– пойдет ли дождь среди ясного неба; 
– сядет ли холодный туман на цветущие сады; 
– нападут ли волки на мирно пасущиеся стада; 
– споткнется ли противник во время борьбы, наступив на каменную осыпь… 
Вот как о богине судьбы говорит Еврипид в своей бессмертной трагедии «Алкмена»: 

''Музам послушный, 
К звездным вздымался я высям, 
Многих наук причастен, 
Но ужасней Судьбы я 
Силы не знаю,.. 

Ни алтарями, 
Ни в изваянье не чтима, 
Жертвы она не просит… 

То, что угодно Зевсу, 
Через тебя ведь творится.''

С раннего детства жители Горгиппии знали, что эта богиня может как одарить несметными богатствами из рога изобилия понравившегося ей человека, так и отобрать последнее у бедняги, который ей чем-то не угодил. 

В конце повествования нельзя не упомянуть о возможности, которую имеют пришедшие в Анапский музей. 

Надписи со словами благоговения, хранящиеся в фондах музея, показывают, что даже не находясь рядом с изваянием великой богини горгиппийцы старались задобрить своенравную Тихе и не только по причине страха перед ее гневом, а потому, что у дочери Зевса было замечательное качество – она могла исполнять желания, любые, самые несбыточные. И у гостей музея есть уникальный шанс – загадать перед статуей Тихе самое заветное желание, ведь если быть достойным милости богов и почаще о себе напоминать – все в человеческой судьбе будет замечательно. И небольшой совет детям: если взрослые говорят «Тихо, тихо…» они не просто произносят звуки, которыми стараются успокоить шалунов. Они произносят имя великой греческой богини, предупреждая озорников, что их может наказать сама Тихе… 

И.Н.Федина

Ответить