Фрагмент килика с изображением птицы – древнейший образец раннегреческой расписной керамики, найденный на территории Синдики

Греческая колонизация Синдики – исторической области, располагавшейся в древности в районе современной Анапы, – долгое время представлялась явлением, несомненно, состоявшимся, но почти совершенно не известным по археологическим данным. Первые систематические раскопки городища Горгиппии, начавшиеся в 1959 году, поначалу не привели к открытию культурных слоев и строительных остатков древнейшего греческого поселения – самые ранние находки относились к IV веку до н.э. 

Первым шагом в решении вопроса о раннем присутствии греков-колонистов на побережье древней Синдики, стало открытие в 1969 году анапским археологом А.И. Саловым в траншее по ул. Кубанской в Анапе десяти погребений, три из которых сопровождались выразительным инвентарем V века до н. э. Три года спустя, в 1972 году при исследовании котлована во дворе гостиницы «Анапа» были впервые открыты строительные остатки (вымостка, часть стены) и участок культурного слоя с керамикой VI-V веков до н. э.

Настоящий прорыв в изучении раннего периода греческой колонизации Синдики произошел в начале 1980-х годов. В 1982 году при охранных раскопках в зоне строительства высотного корпуса пансионата «Анапа-Океан» были выявлены слои и остатки построек древнегреческого поселения, предшествовавшего античной Горгиппии. Наиболее замечательным стало открытие двух полуземлянок, служивших жилищами первым переселенцам. Округлые в плане, заглубленные в землю котлованы жилищ были снабжены наклонными входными коридорами и имели, судя по всему, шатровое перекрытие. Находки из заполнения землянок, прежде всего – обломки керамических сосудов, позволили датировать их второй половиной VIвека до н. э. В ходе раскопок было обнаружены следы жилых и хозяйственных построек конца VI– начала IV вв. до н. э., относящиеся к четырем последовательным периодам развития раннегреческого поселения. Это были археологические остатки древнегреческого поселения-колонии, которую античные авторы называли Синдика или Синдская гавань.

Одновременно с этим, в 1980-1981 годах анапским археологом А.И. Саловым в ходе археологических разведок на окраине Анапы у поселка Алексеевка было открыто еще одно поселение эпохи греческой колонизации. На прилегающем к Алексеевке винограднике им была собраны фрагменты керамики VI-V веков до н. э., свидетельствующие, что здесь располагалось еще одно поселение-колония. Причем несколько керамических обломков принадлежали сосудам, относящимся еще к первой половине VI века до н.э. Позднее поблизости от поселения был открыт и частично исследован некрополь с погребениями VI-V веков до н. э.

В последующие годы поселение, открытое на окраине Алексеевки, неоднократно обследовалась научными сотрудниками Анапского археологического музея, на его территории обнаруживались новые керамические обломки. И в 1987 году была здесь сделана находка, заставившая пересмотреть устоявшееся мнение о времени начала освоения древними греками Синдики.

Это фрагмент тонкостенного кубка-килика из бежевой глины, покрытого изнутри золотисто-красным лаком. На внешней поверхности таким же лаком нанесено изображение птицы. Тонкую изогнутую шею венчает голова, переданная наплывом лака. Туловище птицы покрыто сетчатой штриховкой. Тонкими линиями переданы ноги, косыми штрихами обозначены выступы пальцев-шпор.

Фрагмент килика с изображением птицы, найденный у поселка Алексеевка. Анапский археологический музей.

Килики с изображением фигурок птиц, контур туловища которых заполнен сетчатой щтриховкой, относятся к числу древнейших расписных сосудов. Представление о целых формах таких кубков дают находки из раскопок на островах Эгейского архипелага – Паросе и Родосе, в Аканфе, на некрополе Абдеры и в других раннегреческих центрах. Местом производства этих киликов (в европейской научной терминологии их обычно называют BirdBowls – «чаши с птицами») были греческие города Ионии – области, расположенной на западном побережье Малой Азии и прилегающих к нему островах. Датируются чаши с птицами VII веком до н.э. Мотив изображения птицы и традиция покрывать ее туловище штриховкой восходят к предшествующему периоду искусства греческой вазописи –геометрическому.

Килик с изображением птицы из раскопок на острове Парос.

Жители эллинских городов-полисов Ионии, опытные мореходы и предприимчивые купцы, стали активнейшими участниками Великой греческой колонизации – процесса освоения отдаленных уголков Средиземного и Черного морей и основания здесь новых греческих поселений-колоний. Особенно преуспел в деле колонизации Милет – крупнейший полис Малой Азии, расположенный в южной части ее средиземноморского побережья. Греческий историк Геродот образно назвал Милет «жемчужиной Ионии». По сообщению Плиния Старшего, Милет основал 90 колоний. Милетские купцы первыми проникали на неизведанные земли, сбывали местным племенам свои товары, и попутно разъясняли, удобны ли будут данные местности для основания колоний. Если торговля была удачной, купцы создавали на новых землях сезонные или же постоянные торговые фактории – эмпории. А некоторое время спустя сюда организованно прибывали переселенцы во главе с предводителем-ойкистом, основывавшие колонию-апойкию. Организацию такого переселения часто брали на себя правители Милета. Многие колонии в процессе последующего развития становились самостоятельными греческими полисами.

Килик с изображением птицы из раскопок на острове Родос.

Находки в ранних слоях греческих городов Причерноморья фрагментов киликов с изображением птиц напрямую указывают, что в последней трети VII – начале VI века до н.э. они были основаны как апойкии греков-ионийцев, вероятнее всего, при участии Милета. Обломки чаш с птицами найдены при раскопках одной из древнейших греческой колонии на острове Березань (античного Борисфена), в Истрии, на безымянном греческом поселении на месте современного Таганрога. На так давно несколько фрагментов таких киликов нашли при раскопках Пантикапея, будущей столицы древнегреческого Боспорского царства. И вот находка в окрестностях Анапы – в Алексеевке, на территории древней Синдики. 

Наиболее близкие анапскому по росписи кубки происходят из раскопок на острове Березань, из слоев последней четверти VII века до н.э. Это и определяет время, когда расписной килик из далекой Ионии был привезен предприимчивыми торговцами в Синдику. Выходит, что уже в конце VII века до н.э. ионийские купцы и мореплаватели посещали район современной Анапы, организовали здесь торжище-эмпорий и выменивали на свои товары у местного племени синдов что-то необходимое для античного мира. А в следующем столетии по их пути сюда прибыли греки-переселенцы, основавшие на месте Анапы селение-апойкию Синдская гавань, получившую впоследствии название Горгиппия.

Фрагмент килика с изображением птицы из раскопок на острове Березань. Государственный Эрмитаж.

Примечательно, что фрагменты киликов с птицами археологи нашли не только при раскопках греческих колоний в Причерноморье, но и на крупных скифских городищах в лесостепных районах Поднепровья и Побужья: Трахтемировском, Немировском, Бельском. Судя по всему, купцы-ионийцы доставляли расписные килики вместе с другими товарами в Лесостепную Скифию, или же кочевники приобретали их, посещая греческий эмпорий, расположенный на острове Березань, у слияния Днепра и Буга. Исследователи давно заметили, что у скифов большим спросом пользовалась греческая расписная посуда с изображением животных, в том числе птиц. Подобные сюжеты соответствовали художественным пристрастиям скифов, основанным на своеобразной мифологии, одним из воплощением которой стало знаменитое искусство скифского звериного стиля.

В образе птицы на киликах этой группы угадывается изображение лебедя. В религиозно-мифологических представлениях древних греков лебедь был связан с культом Аполлона, прежде всего, Аполлона Гиперборейского: считалось, что раз в 19 лет солнечный бог отправлялся в далекую землю гипербореев на колеснице, запряженной лебедями. Таким образом, изображения птиц на парадной керамической посуде в равной степени могли соответствовать художественным и религиозным запросам и греков-колонистов и варваров. Именно этим можно объяснить находки киликов с птицами и их фрагментов и на раннегреческих и на варварских поселениях конца VII века до н. э. 

Нельзя, при этом не отметить, что одно из первых знакомств эллинской и варварской культур в северопричерноморском регионе связано именно с культом Аполлона Гиперборейского. Это путешествие в VII веке до н.э. в северные страны Аристея Проконнесского, который будучи «одержимым Фебом» (т.е. вдохновляемый Аполлоном) отправился в путь и, миновав Скифию, достиг земли исседонов, от которых узнал о народах, живущих далее к востоку и северо-востоку: одноглазых аримаспах, «стерегущих золото грифах» и гипербореях.

Фрагмент килика с изображением птицы, найденный у поселка Алексеевка – самое раннее свидетельство встречи античного и варварского миров в Синдике. Можно только гадать о судьбе древнего расписного кубка. Может быть чаша разбилась во время перевозки через море, и купец, достигнув берега, выбросил пришедший в негодность товар. Может кубок был разбит на купеческой пирушке, в честь благополучного завершения мореплавания и выгодной торговой сделки. А быть может, местный синдский земледелец выменял килик на плоды своего труда, и кубок долго служил ему, радуя своего владельца и веселящим содержимым и незатейливым изображением птицы. Птицы, приносящей удачу: ведь она была спутником Аполлона, бога, покровительствующего всем, живущим под Солнцем – от богатой товарами Эллады, до далекой таинственной Гипербореи.

Андрей Новичихин, старший научный сотрудник Анапского археологического музея,кандидат исторических наук.