Терракотовая статуэтка Эрота

И, между всеми богами прекраснейший, – Эрот. 
Сладкоистомный – у всех он богов и людей земнородных 
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает. 
Гесиод. Теогония. VI в. до н.э.

Терракотовые статуэтки составляют особый раздел античной скульптуры –скульптуру малых форм. Слово «терракота» происходит от латинских слов «terra» – земля, глина и «cotta» – обожженная. Искусство изготовления глиняных статуэток древние греки назвали «коропластикой» от древнегреческих слов «девушка» и «делаю, леплю».

Терракоты дают богатый материал для изучения многих сторон жизни древних людей.

Археологи часто находят терракотовые статуэтки при раскопках античных городов и поселений. Бывает, что их случайно находят и передают в музеи местные жители.

Одной из таких случайных находок, переданных в Анапский археологический музей, является терракотовая фигурка Эрота с кифарой, обнаруженная при строительных работах в районе станицы Тамань.

Тонкая, стройная фигура Эрота хорошо моделирована. Юноша опирается на правую ногу, левая согнута в колене. Тело его обнажено, голова и торс слегка повернуты влево. Правой рукой играет на кифаре. Тщательно оформлено лицо с крупным носом и чуть улыбающимся ртом. Волосы стянуты повязкой. За спиной крылья. Статуэтка полая, сплошная, сзади круглое отверстие для подвешивания. Обратная сторона заглажена. Глина рыхлая, ярко-оранжевая, характерная для местных глинищ, с мелкими белыми вкраплениями. Судя по глине, статуэтка сделана на Азиатском Боспоре (Таманском полуострове). Датируется она III-I вв. до н.э. Найденная статуэтка имеет небольшие сколы и потертости, которые не искажают ее очертаний. При передаче в музей была разбита на две части, соединенные при реставрации.
Изображения Афродиты и Эрота широко распространены начиная с V в. до н. э. в вазовой живописи, в терракоте, в мелкой пластике и других видах прикладного искусства. Эрота (Купидона, Амура) во все времена воспевали поэты; о нем рассуждали философы. И в настоящее время часто можно встретить изображение Эрота…

Античные авторы сообщают о том, что в древности на Таманском полуострове существовали святилища Афродиты. Они устраивались в тех местах, где особенно ярко проявлялось своеобразие местной природы, связанное с действием грязевых и газовых вулканов. Одно из крупных святилищ находилось на горе Бориса и Глеба. Второе, предположительно, располагалось на Майской горе. Свидетельства культа Афродиты открыты археологами при раскопках древних городов Фанагория и Гермонасса. Своеобразие культа Афродиты на Азиатском Боспоре выразилось в почитании здесь Афродиты Апатуры – Обманщицы. Для объяснения первоначального эпитета богини один из древних авторов приводит миф о том, как богиня, когда на нее напали гиганты, позвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере. Затем, принимая гигантов поодиночке, она отдавала своих врагов Гераклу, чтобы коварно, обманом, убить их. Отсюда и прозвище Апатура, то есть «обманщица». 

Как и в других областях античного мира с почитанием Афродиты был связан и культ Эрота. В Фанагории был найден блок из серовато-белого мрамора с греческой надписью: «Царь Аспург, друг римлян, сын царя Асандроха, посвятил статую Эрота Афродите Урании, владычице Апатура, в качестве благодарственного приношения». Вероятнее всего мраморный блок с посвятительной надписью Аспурга был постаментом скульптуры, установленной в фанагорийском храме Афродиты. Возможно, что и описанная выше статуэтка Эрота когда-то служила подношением в храм. Можно даже предположить, что это была миниатюрная копия статуи Эрота, посвященной Афродите Урании царем Аспургом.

Вполне допустимо вновь обратиться к античным мифам:
«Прекрасная Афродита царит над миром. У нее есть посланник: через него выполняет она свою волю. Этот посланник Афродиты – сын ее Эрот, веселый, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий мальчик. Эрот носится на своих блестящих золотых крыльях над землями и морями, быстрый и легкий, как дуновение ветерка. В руках его – маленький золотой лук, за плечами – колчан со стрелами. Никто не защищен от этих золотых стрел. Без промаха попадает в цель Эрот; он как стрелок не уступает самому стреловержцу златокудрому Аполлону. Когда попадает в цель Эрот, глаза его светятся радостью, он с торжеством высоко закидывает свою курчавую головку и громко смеется. И этот смех долетает сквозь время…»

Прошли античные времена, найденные фигуры и статуи теперь «смотрят» на нас из глубины веков. Но и сейчас от острых стрел Эрота никто не защищен.

М. Карбулян