Кеменче – национальный музыкальный инструмент понтийских греков и амшенских армян

В Анапском районе проживают представители разных национальностей. Все они являются носителями самобытной народной культуры, традиций, религиозных верований, обычаев, национального языка, фольклора, ремесел и т.п.

Духовное творчество – одно из наиболее ярких проявлений национальной культуры. Оно помогает познакомиться с характером, чувствами людей через музыку, песни, танцы. У каждого народа есть собственные музыкальные инструменты, символизирующие культурное наследие страны. Они являются предметом особой гордости и передаются из поколения в поколение.

Один из таких символов – струнно-смычковый музыкальный инструмент кеменче или понтийская лира, широко известный среди греческих и армянских диаспор.

Точных данных о происхождении понтийской лиры нет, считается, что она связана с персидским народным инструментом «kamancha» и бытовала еще в Византии в IX – X вв. н. э. Названа в честь Понта Эвксинского, так как была распространена именно на юго-восточных берегах Чёрного моря. В период Османской империи понтийская лира получила своё второе название — «кеменче» и вплоть до XX века была популярным музыкальном инструментом в Турции, Греции и на юге Российской империи.

До 1920 года струны изготавливались из шёлка и звучание получалось мелодичным, но слабым. Инструмент настраивался на высокий тон «зилия» или низкий — «гапанья». В настоящее время он имеет три струны из металла: «зил» (ля), «месеа» (ми), «хампа» (си). Лира используется для исполнения народных танцев и песен. Во время игры низко настроенные струны «гудят», создавая своеобразный фон для основной мелодии. Мелодию часто играют квартами на двух или даже трёх струнах одновременно. Ритм сложный, зачастую синкопированный, асимметричный.

На понтийской лире играют стоя или сидя, часто музыкант становится в круг танцующих и вместе с ними играет и танцует под аккомпанемент большого барабана (давула).

Сегодня понтийская лира является национальным народным инструментом Турции и Греции, а также народным инструментом греков России, Украины, Грузии, Казахстана и Узбекистана. На лире играют лазы, мегрелы, абхазы, курды, ассирийцы, аджарцы, амшенские армяне.

В фондах Анапского музея в коллекции музыкальных инструментов хранится кеменче, ранее принадлежавшая армянскому роду Кукосян. Датируется концом XIX началом ХХ века.

Кеменче имеет бутылеобразную форму с длинной «шеей» и узким резонатором. Размер 53/6,5см, высота – 4см. Корпус инструмента темно-коричневый, монолитный. Его изготавливали из древесины шелковицы, сливы или граба. Дека (верхняя крышка) из сосны светло-коричневого цвета. На корпусе и деке имеется 8 сквозных отверстий. К «шее» сверху крепится колковая головка (верхний струнодержатель) округлой формы. С «шеи» на деку наложен фигурный резной гриф инструмента с натянутыми на нем струнами. Под грифом на деке – два дугообразных сквозных отверстия для извлечения звука. Внизу – узкая деревянная планка с мелким сечением – нижний струнодержатель (подгрифок).

Рожкова С.В.

Ответить