«Книга приговоров» станицы Анапской

Уникальный документ периода Октябрьской революции и Гражданской войны на Кубани

Период установления Советской власти на Кубани – одна из трагических страниц в истории казачества. 

В фондах музея хранится уникальный документ – «Книга приговоров» станицы Анапской 1917-1919 годов, который позволяет разобраться в сложной политической обстановке, сложившейся на Кубани накануне и после Октябрьской революции. Записи решений станичного казачьего сбора расположены в хронологическом порядке. Первые из них начинаются словами «сбор станицы Анапской Таманского отдела Кубанской области под председательством станичного атамана…» и посвящены решению хозяйственных вопросов.

В записи от 21 января 1918 года прежняя форма изменена: «Общее собрание жителей станицы Анапской…, всех сословий согласно воззванию служащих управления Там(анского) отдела о приглашении на отдельский съезд уполномоченных представителей от поселений для установления Законной власти…». Не сразу был нарушен прежний уклад жизни станичников. Первые шаги большевиков в отношении казачества были верными. Уже на второй день после Октябрьской революции было опубликовано обращение II Всероссийского съезда Советов к казакам. В «Декрете о земле» подчеркивалось, что «земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются». В декабре 1917 года было опубликовано постановление Совнаркома, отменявшее обязательную воинскую повинность, сословные обязанности в станицах, казакам разрешалась полная свобода передвижения и т.п. К концу марта 1918 года советская власть была установлена почти на всей территории Кубани. Часть зажиточного казачества ушла в банды Покровского и Шкуро, не приняв новой власти. 

На общем собрании станицы Анапской (запись от 15 марта 1918 г.) «постановили избрать депутатом от населения…и делегировать на областной съезд…гражданина К. Залесского на основании распоряжения комиссара Таманского отдела за № 21…». Документ подписан комиссаром Алексеем Баканом и завизирован новой печатью с надписью в центре – «Свободная Россия», по кругу – «Анапский станичный исполнительный комитет Куб(анской) Обл(асти)» вместо старой с двуглавым орлом в центре. 

9 мая 1918 года. на сборе обсуждается вопрос о станичниках, которые участвовали в контрреволюционных мятежах: «Общее собрание граждан ст. Анапской заслушало просьбу родителей, содержащихся в Майкопской тюрьме, бывших офицеров Ивана Колесника и Семена Усатова, задержанных за участие в партизанских кадетских отрядах». «Раскаявшимся» дается положительная характеристика и принимается решение «взять… на поруки». Разделившись по политическим взглядам, станичники сохраняли общечеловеческие чувства и защищали «своих». 

Власть на Кубани вновь меняется. Изгнанное контрреволюционное краевое правительство заключило соглашение с командованием Добровольческой армии. Большая часть середняцкого казачества склоняется в сторону контрреволюции. Местные органы Советской власти не сумели решить земельный вопрос так, чтобы удовлетворить землей безземельное крестьянство, не задевая интересов середняков. 
Запись от 19 августа 1918 года начинается прежней дореволюционной формой: «Сбор ст. Анапской под председательством станичного атамана Михаила Курбацкого…», решаются политические и экономические вопросы. Документ завизирован подписью атамана и старой печатью с двуглавым орлом. Станичным сбором от 26 августа «назначается комиссия для выяснения размера убытков, понесенных казной, войском и частными лицами от преступных действий большевиков…». Все чаще встречаются положительные характеристики и записи о политической благонадежности односельчан: «при наступлении Добровольческой армии… дабы… защитить свою станицу и нанести удар отступающему врагу – советской власти – тайно взялся организовать казачий отряд под названием «Куматырский» под командой… нашего станичника доблестного командира подъесаула Ивана Колесника, благодаря этому отряду наша станица…осталась невредима, тогда как другие станицы подвергались всяким жертвам и грабежам…» (9 сентября 1918 года). О Николае Курбацком в документе отмечено: «он был против советской власти и держал чисто казачью политику…, на его долю выпала тяжелая и ответственная должность и он с трудом выполнял таковую не в пользу большевистской власти, а лишь бы только отчитываться на обещаниях и бумажках…». 

30 декабря 1918 года происходят перевыборы и утверждение на должности членов станичного общества. 

Вся Кубанская область захвачена деникинскими войсками, образовано краевое правительство, поддерживающее борьбу Деникина с Советской властью. Среди воевавших казаков зрело недовольство царящим режимом. Результатом явилось массовое дезертирство. Одна из последних записей документа о решении привлекать к ответственности тех, кто занимается злостной провокацией, лишать права проживания в станице, казачьего звания и паевого надела, предавать суду тех, кто укрывает дезертиров. В станицы направлялись «отряды порядка», но это лишь усиливало враждебность казаков к деникинщине.

Последняя запись датирована февралем 1919 года. Результат сложной политической обстановки на Кубани в 1918-1920 годах известен. Потерпев ряд поражений от Красной Армии, Добровольческая армия осенью 1920 года распалась. Часть кубанских казаков сражалась в рядах Русской армии Врангеля. Победы Красной Армии и пропагандистская работа большевиков сыграли свою роль и обусловили переход середняцкой части казачества на сторону Советской власти.

Э. Плиева

Первая запись в Книге приговоров

Печать “белых”

Печать “красных”

Подписи казаков станицы Анапской

Решение о политической благонадежности